rubimles.ru

/ Болонский процесс

СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение годов был проведен ряд всероссийских совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество статей на эту. В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: Болонский процесс и российские реалии: Московский психолого-социальный институт, , - с. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. Основные цели Болонского процесса и его участники. Реализация положений Болонского процесса в Украине. Особенности высшего образования в Израиле. Перспективы современного высшего образования на рубеже ХХ—ХХI веков. Проблемы реализации принципов Болонского процесса в европейском образовательном пространстве. Основные проблемы реализации Болонского процесса в Италии и других европейских странах. История болонского процесса создания единого европейского пространства высшего образования. Необходимость решения социальной проблемы модернизации национального института образования. Современное образование как фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности. Развитие системы высшего профессионального образования Украины. Пожалуйста, обновите ваш браузер , чтобы улучшить впечатление от пользование нашим ресурсом. Данное исследование проводилось по просьбе Администрации Президента Российской Федерации представить "предложения и рекомендации по созданию общего европейского пространства науки, образования и культуры". Численность учащихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Сокращение числа средних общеобразовательных школ является результатом проведения в нашей стране Министерством образования и науки РФ оптимизации школьной сети. Процесс такой оптимизации является одним из направлений модернизации российского образования, цели и задачи которого определены в Концепции модернизации российского образования на период до года, реализуются в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на — годы. Последующий небольшой рост их численности даже в году не превысит 18 миллионов человек. Для сравнения предыдущий минимум, достигнутый в году, превышал 21 миллион детей и подростков школьного возраста. Сегодня российское образование ориентируют на американскую общедоступную среднюю школу. Ликвидированы единые государственные программы. Это лишает органы образования возможности систематически осуществлять текущий контроль знаний учащихся. И как следствие, уровень знаний выпускников школ падает катастрофически. Редко выпускник школы поступает в вуз без помощи репетитора. Как результат профессиональные качества выпускников вузов также неизбежно будут падать: Высшее образование уже стало практически недоступным для большей части выпускников.

Вузовская система России развивается в последние годы вопреки деятельности и намерениям государства, вопреки основным показателям и тенденциям развития экономики.

болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в европе

Импульсом для такого развития является, прежде всего, устойчивый спрос со стороны населения на услуги системы образования, в частности высшего. Количество студентов на 10 тысяч человек населения также возросло: В целом число студентов на 10 тысяч человек населения возросло за 10 лет в 2,8 раза, для государственных и негосударственных вузов этот рост составил соответственно 2,45 и 15,2 раза.

болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в европе

Сопоставимо выросла, только доля расходов на медицинские и жилищно-коммунальные услуги. При этом, хотя рост доли расходов на услуги и снижение доли расходов на питание свидетельствует о существенном повышении благосостояния, сложно утверждать, что население России стало за эти десять лет сколько-нибудь богаче. Статистика динамики доходов населения за 14 лет с по год этого не подтверждает. Несмотря на заметный рост среднемесячной заработной платы в рублевом и долларовом эквиваленте, ее покупательная способность не растет. Так, среднемесячная начисленная заработная плата в ценах года в году была почти на рублей меньше, чем в м — рублей по сравнению с На этом фоне можно сделать парадоксальный вывод, что если рассматривать образование по рыночным критериям как самостоятельную отрасль, то ее следует признать одним из наиболее успешных секторов экономики, сумевшим при минимальных инвестициях добиться беспрецедентного роста. Число вузов в стране увеличилось в 2 раза, а численность студентов возросла почти в 2 раза Рис. Для традиционной российской школы образование — это способ трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения к другому. И такой подход, как показала советская система образования, требует общегосударственной единой системы обучения. Однако, присоединившись к "болонскому процессу", Россия взяла на себя обязательства соответствовать европейским стандартам и принципам в сфере высшего образования, уничтожая ту систему образования, которая сделала Советский Союз самой образованной и читаемой страной в мире. Советская система образования строится на двух принципах. Первый принцип — фундаментальность, интеграция науки и образования. Второй принцип — опора на научные школы. Болонское соглашение разрушает оба эти принципа. Главное отличие вводимой в России двухступенчатой системы от многих других европейских стран состоит в том, что у нас обучение предусматривается по 6-летней программе 4 года — бакалавр и 2 года — магистр и тем самым добавляется лишний год, по сравнению со старой, советской системой. Согласно Болонскому процессу, обучение на степень бакалавра может проводиться года, обучение на степень магистра — года, но общая продолжительность обучения по двум степеням должна составлять не более 5 лет.

В советской системе высшего образования тоже первые четыре года отводились изучению дисциплин, а пятый курс был посвящён преимущественно написанию дипломной работы. В результате опроса студентов о значимости и ценности знаний, приобретаемых в процессе получения высшего образования, выяснилось следующее.

Болонский процесс в Европе

Для адаптации российской системы высшего образования к новым стандартам необходимы более длительные сроки, чтобы формальное введение новых норм соответствовало качественному изменению всего образовательного процесса. Можно выделить следующие проблемы вхождения России в Болонский процесс:. Особенности функционирования многоступенчатой системы в европейских странах и России. Первая ступень — ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень, после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии.

болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в европе

Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчивается квалификацией, соответствующей нашему кандидату наук. Влияние международного сотрудничества российских университетов на модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой. Опыт взаимного признания профессиональной квалификации и академической мобильности в российских и европейских университетах, особенности образовательных стандартов и системы зачетных единиц. Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам. При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения необходимо учитывать положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах. Академическая мобильность, как одно из важнейших условий реализации прав личности на качественное образование. Академическая мобильность открывает новые возможности не только для студентов, получающих доступ к программам ведущих европейских вузов, преподавателей и научных кадров, на проведение исследований, преподавание и стажировку, но и также важное значение для формирования европейского рынка труда. Большим шагом в данном направлении является реализация программ взаимообмена и стажировок. Непосредственные участники образовательного процесса — студенты и профессорско-преподавательский состав — дают явную отрицательную оценку реформе образования подписания Болонского соглашения. Это видно на следующей таблице табл. Перспективы подписания Болонской конвенции. Преимущества принятия Болонской конвенции. Отрицательные последствия принятия Болонской конвенции. Соответственно и к будущим бакалаврам, и к дипломированным специалистам, и к магистрам преподаватели приходят с одними и теми же лекционными материалами рис. Высшее образование является непреходящей ценностью, и ценится именно качественное образование, знания, навыки, полученные в процессе обучения. Несмотря на тот факт, что наше образование по некоторым параметрам отстает от мировых стандартов, все же большинство респондентов высказали опасения по поводу перехода отечественного образования на новую модель. Проведенное социологическое исследование показало, что будущее системы образования не является настолько радужным в видении непосредственных участников образовательного процесса, как это описывается в различных публикациях по данной проблеме, но, несмотря на это, окончательные выводы делать еще рано, так как теория может не соотнестись с практикой.

Сегодня Болонский процесс — один из наиболее обсуждаемых вопросов в области высшего образования в России.

Болонский процесс

И это, наверное, неслучайно: И сегодня при всём разнообразии политических, экономических взглядов, оценки приоритетов развития страны, важность развития образовательной сферы не подвергается сомнению. С тех пор, как Россия присоединилась к Болонскому процессу, не утихают споры среди преподавателей, студентов, организаторов науки и образования о путях вхождения России в этот процесс, о необходимости или ненужности его. Из выше сказанного видятся следующие проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса:. Ломка традиций, одним из аспектов которого является фундаментальность образования. Предполагается, что с сокращение срока обучения, с введением степени бакалавра, не позволит дать фундаментального российского образования, но это не совсем верно. Ведь качество образования прежде всего зависит от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение. Еще одна проблема это невостребованность на рынке труда бакалавров. Работодатели зачастую не воспринимают такую квалификацию, и ему приходится работать там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того чтобы документ о высшем образовании признавался в приложении к диплому, необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя. Использование системы кредитов для учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. Предполагается, что на их освоение соответствует примерно 27 астрономическим часам общей трудоемкости — включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых испытаний, а также другие виды учебной работы. Анализ основных путей развития и направления реформ современного образования, в том числе, и в России. Построение Европейского пространства высшего образования European Higher Education Area к г. Для создания единого и универсального Европейского пространства высшего образования должны быть решены проблемы мобильности студентов и преподавателей; признания уровней и качества учебных программ; четко определена и установлена структура, базирующаяся на двух главных циклах бакалавриат-магистратура ; утверждена система кредитов типа ECTS[1]. На сегодняшний день в образовании отмечается преобладание двух основных тенденций: Образование через всю жизнь Lifelong Learning — в течение всей жизни охватывает все фазы обучения, в ее основе лежит предоставление возможности каждому индивиду выбирать из числа учебных сред, видов деятельности, регионов и стран, необходимое для того, чтобы усовершенствовать свои знания и умения компетенцию и использовать их оптимально.

болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в европе

Важное условие для исполнения LL — развитие совместимой ступенчатой системы кредитов, которая допускает опознание дипломов и удостоверений, полученных в школе, в университете и в сфере профессионального обучения. Непрерывное образование и приобретение соответствующих времени необходимых навыков рассматриваются в качестве ответов растущей конкуренции и использованию новых технологий. Одна из центральных целей Болонского процесса — интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образовании. Предварительное условие — выработка сравнимых методов и критериев для оценки качества научных исследований и преподавания. Совет Европы рекомендовал провести сотрудничество в этой сфере. В результате чего для оценки качества в высшем образовании была учреждена Европейская сеть оценки качества ENQA. Были выработаны критерии для сравнения итоговых структур по 7 предметам бизнес, образование, геология, история, математика, химия и физика [3]. В Хартии подчёркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. Университет декларируется независимым от политической и экономической власти. Учебный процесс в нем призван отвечать требованиям общества и неотделим от исследовательской деятельности. В ней были приняты основные принципы, относящиеся к оценке и признанию квалификаций, полученных в университетах. Она определила следующие ключевые моменты:. Квалификации рассматриваются в ней как приобретенные знания и навыки, применяемые на рынке труда. На основе Сорбонской декларации, 19 июня г. В декларации был обозначен ряд важных целей:. Было установлено, что создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в течение следующего десятилетия, т. На встрече представителей более чем учебных заведений Европы в Саламанке в марте г.

Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе

Помимо нее в комитет также вошел Союз ректоров университетов Европы CEURAC. Организация диверсификации установление соответствия кредитной системы, степеней и критериев качества. Обеспечение качества, как фундамента для реализации целей Болонского процесса, озвученных в Болонской декларации года;. Мобильность студентов, персонала и выпускников, включающая 2 формы: В году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу: В США применяется более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц credits , подсчёта суммарных оценок по критериям количества GPA и качества QPA , а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу Honors [17]. Вводимая в России многоуровневая система высшего образования, ориентированная унификацию с европейской системой образования и интеграцию в нее, - коренным образом отличается от исторически сложившейся в Российской Федерации. Многое придется менять, а что-то — ломать кардинально и строить заново. В этом и достоинство вводимых инноваций, и потенциальные угрозы [18]. Существует опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего профессионального образования. И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете. По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами [19]. Стоит отметить, что, следуя принципам Болонской декларации, государственный образовательный стандарт ГОС устанавливает уровневые дифференциации между бакалавром и магистром в области "знания и понимания", в области "применения знаний", в области формирования суждений, в области коммуникативной Этапы большого пути. Каждый учебный цикл дисциплин имеет базовую обязательную часть и вариативную профильную , устанавливаемую вузом. Вариативная профильная часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации степени магистра в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

  • Магазин лодочных моторов в якутске
  • Рыбалка магазин ладога
  • Как раздушить лодочный мотор 9.9 ханкай
  • Поиск рыбы на джиг
  • Программы специализированной подготовки магистра для каждого профиля вводятся решением Ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком кадров. Основные образовательные программы магистра могут иметь профили подготовки и программы специализированной подготовки внутри профиля. Для контроля и учета учебного материала, освоенного студентом, "количественного" сопоставления отдельных модулей применяется принцип определения трудоемкости, иными словами, сил, времени и средств, затрачиваемых студентом на освоение того или иного модуля. Однако измерять трудоемкость отныне придется не только в академических или астрономических часах этот традиционный способ ориентирован прежде всего на аудиторные занятия, тогда как при современном обучении необходим акцент на самостоятельную работу студента , а в особых условных единицах - кредитах. Таким образом, проблематика Болонского процесса в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного. С принятием Россией и другими странами, имевшими в недалеком прошлом плановую экономику, курса на либерализацию и демократизацию институтов общественного и государственного управления открылись новые, до сих пор не в полной мере реализованные возможности для взаимного обогащения исторически по-разному сложившихся образовательных систем. Одним из важнейших элементов модернизации системы высшего профессионального образования в России является именно интеграция в европейское образовательное пространство. Рассмотрим основные выгоды, которые несет нашей стране принятие Болонской декларации. Так, если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках. Если говорить об общенациональных выгодах от реализации этого требования Болонского процесса, можно констатировать следующее. Аналогичные европейским российские образовательные степени бакалавр - магистр - доктор станут понятными не только в Европе, но и по всему миру. Предположительно в Россию пойдут дополнительные потоки студентов из стран Азии и Африки, так как диплом российских вузов станет вполне европейским, и будет полностью признаваться в едином образовательном пространстве.

    За счёт азиатских и африканских студентов будет создаваться потенциал притока мозгов. Образование и самообразование в условиях информационного общества Следующий шаг — Болонская декларация, подписанная уже 29 европейскими странами в г. Анализ социальных проблем современного образования Вхождение России в году в Болонский процесс предъявляет целый ряд новых требований к развитию высшего образования в стране. Реформа высшего образования влечёт за собой необходимость реформы среднего образования. Система образования Голландии Второй сегмент системы высшего образования — негосударственные вузы всего 18 школ.

    болонский процесс интеграции систем высшего профессионального образования в европе

    Год обучения в негосударственных вузах стоит от 3 до 6 евро [4, с. Главная цель этого процесса - консолидация усилий научной и просвещенской общественности и правительств европейских стран для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении например, в течение последних 15—20 лет она начала значительно уступать американской системе , а также для повышения роли этой системы в общественных преобразованиях. Европа давно хотела упростить процедуру обмена студентами. Но тут возникла неувязка с документацией, подтверждающей уровень знаний выпускников вузов. Ведь в каждой стране есть свои представления о высшем образовании, свои оценки и квалификации. Например, во Франции существует 21 разновидность дипломов; немецкие вузы выпускают только специалистов понятие "бакалавр" им чуждо ; Россия же, наоборот, ввела два типа бакалавров. Учитывая эти моменты, европейцы решили создать единый "макет" принципов классического образования, который в году и был задекларирован в Болонье ю странами. Согласно ему, государства обязались до года "подогнать" под один стандарт свои образовательные системы. Чтобы получить эту степень, нужно в течение 1—2 лет вести под руководством научного консультанта, принадлежащего к старшему профессорско-преподавательскому составу, самостоятельную научно-исследовательскую работу. По результатам этого исследования присваивается степень магистра. Как правило, студенты не заканчивают образование на этой ступени, а продолжают исследовательскую работу с целью получения степени доктора. Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки магистратура. На втором этапе обучения предполагается написание диссертации. Главной целью реформы было включение итальянского образования в общую европейскую систему университетского обучения. Кроме того, ее задачей было увеличить число выпускников с высшим образованием, повысить уровень их подготовки и унифицировать программы, формы обучения и перечень учебных дисциплин на всей территории страны. В разных университетах по-разному распределяется число кредитов, выделенных для тех или иных предметов или курсов. Тогда же был введен принцип производительности и эффективности курсов: Важно заметить, что до х гг. Лишь потом университет стал массовым учебным заведением, и начался процесс либерализации, когда в университет стал принимать выпускников из других средних учебных заведений. Критерий производительности, регулирующий число экзаменов, так же привел к дальнейшему упрощению системы образования, особенно — в той ее сфере, где наиболее остро стоит вопрос о профессионализации — т.

    Если прикладные дисциплины смогли лучше адаптировать свои курсы к новым задачам, то гуманитарные науки за исключением таких прикладных специальностей, как, например, школа переводчиков или очень распространенные в Италии курсы по изучению и защите культурных ценностей не смогли повысить свой качественный уровень. Система кредитов, где часто предусматривается даже число изученных страниц для каждого часа индивидуального обучения, способствовала бюрократизации обучения профессора превращаются в чиновников, вынужденных, вместо своих прямых обязанностей, заполнять таблицы и анкеты, готовить всевозможные отчеты, лишая себя возможности заниматься научными исследованиями. Конечно, число выпускников университета возросло, но их количество не перешло в качество. В Италии университетский диплом имеет статус общенационального, дающего право поступления на работу во все общественные учреждения и поэтому возникшее в результате последних реформ соревнование между университетами по количеству выпускников не привело к положительным результатам например, уровень дипломов небольших провинциальных университетов не всегда соответствует надлежащим стандартам качества. Это очень важное и плодотворное орудие интеграции и культурного обогащения. Но одновременно теряются и некоторые специфические национальные традиции, что затрагивает, в первую очередь, филологические дисциплины. Пока это не очень заметно, но боюсь, что жесткое применение принципов производительности, функционирование университета как предприятия, преобладание менеджерского подхода над чисто культурно-познавательным, могут быстрыми темпами привести в кризисное состояние некоторые дисциплинарные области такие, как классические античные штудии, философские дисциплины и, в частности, все узкоспециализированные дисциплины, которыми прежде так славился итальянский университет. Проблемы современного образования выявили необходимость в детальном анализе и мониторинге проводимых образовательных реформ.

    239
    07.02.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.